От войны с "пирамидами" могут пострадать и честные компании: к чему готовиться бизнесу

К нарушителям будут применяться громадные штрафы. Но понятие пирамид – довольно абстрактное

За создание финансовых пирамид в Украине будут наказывать жестче. Как юридические, так и физические лица могут быть вскоре оштрафованы на приличные суммы Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) за нарушения.

Это регламентируется в новом законопроекте, который был недавно внесен под купол Рады.

Космические штрафы

Как отмечает в беседе с UBR.ua адвокат ЮФ «Ильяшев и партнеры», штрафы за создание и функционирование финансовых пирамид предусмотрены в размере до 2,5 млн грн или до 5% от общего годового оборота юркомпании.

«Также может быть применен процент от выгоды, которая была получена в результате нарушения законодательства. По некоторым из нарушений к юрлицам может быть применена санкция в размере штрафа до 10 млн грн», – говорит юрист.

Якушева отмечает, что предлагаемые новации регламентирует возможность НКЦБРФ накладывать арест на имущество или приостанавливать исполнение тех или иных договоров на рынках капитала или товарных рынках, если будет доказано, что дома или квартиры были приобретены за заработанные на пирамидах «отмытые» деньги.

Инициативой также существенно расширяют полномочия НКЦБРФ. Комиссия сможет, например, на пять лет запретить компаниям публичный выпуск ценных бумаг, ряд финансовых операций, накладывать запрет на участие в торгах и т.д.

В целом юристы позитивно оценивают данный законопроект, который, к слову, является достаточно большим – на несколько сот страниц.

Дадут отпор инсайдерам

Документ призван провести усиление независимости НКЦБРФ как национального регулятора рынков капитала и организованных товарных рынков, считает адвокат, партнер ЮФ «Navigator» Ян Ахрамович.

«Принятие законопроекта позволит внедрить новые механизмы предотвращения манипулирования, инсайдерской торговли, незаконного использования инсайдерской информации и других разрушительных явлений на рынках капитала», – считает юрист.

Таким образом, документ выходит за рамки сугубо «антипирамидального» и пресекает также различные инсайдерские проделки.

Напомним, что инсайдерская информация – это любые важные не публичные, часто закрытые для посторонних сведения, предназначенные только для «служебного пользования», разглашение которых может оказать ощутимое влияние на котировки ценных бумаг той или иной компании.

Самое интересное, что инсайдером может быть не только человек, который занимает руководящие посты в компании, но и любой сотрудник (даже уборщица) или представитель другой фирмы, которая тесно взаимодействует с первой.

Часто инсайдеры, которые владеют закрытой информацией, могут манипулировать рынком и неправомерно извлекать из него огромные прибыли.

Нередко такие люди идут на весьма серьезные преступления не только для получения закрытых данных, но и сами их распространяют.

Известен случай, когда один человек решил подорвать автобус с командой футбольного клуба, чтобы обрушить его акции на бирже, до этого предварительно купив опционы на понижение.

Как определят аферу

Адвокат ЮФ «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Назарий Адамчук в комментарии UBR.ua указывает, что законопроект наконец-то дает четкое определение финансовым пирамидам и усиливает полномочия НКЦБРФ по надзору за ними.

Так, финансовая пирамида, как гласит законопроект – это мошенничество с использованием финансовых инструментов, а также объектов гражданских прав, имеющих признаки финансовых инструментов, которое предусматривает создание, функционирование и продвижение, в т.ч. с помощью СМИ, схемы взаимоотношений между учредителем схемы и ее инвесторами.

Также, как говорится в документе, этим вовлеченным инвесторам обещается получение значительного пассивного дохода, а его выплата зависит от привлечения новых инвесторов к функционированию такой схемы.

«На бумаге законопроект смотрится довольно позитивно, поскольку он должен обеспечить развитие рынка финансовых услуг Украины. Ведь мы не будем отрицать того факта, что выведение с рынка нечестных игроков, и защита прав инвесторов являются правильными начинаниями», – говорит Адамчук.

Информатор-провокатор

Однако, по словам юристов, очень важно, чтобы НКЦБРФ контролировала и пресекала именно преступные схемы, а не осуществляла необоснованный контроль и давление на реальных участников рынка.

Законопроектом предусмотрен интересный институт т.н. информаторов. Им может быть любое физлицо, которое непосредственно имеет отношение к информации.

То есть будучи либо работником определенной организации, акционером, или даже стажером в определенной профессиональной деятельности или области знаний, и которое знает о фактических или потенциальных нарушениях требований профильного законодательства.

Главным критерием для приобретения статуса «информатора» является получение информации о фактических или потенциальных нарушениях требований профильного законодательства непосредственно при выполнении каких-либо функций, связанных с деятельностью юрлица.

Конечн, с одной стороны, это позитив. Хотя формулировка «потенциальные нарушения» звучит довольно зловеще, размыто и неопределенно. То есть нарушения не было, и не известно будет ли, но оно «потенциальное».

«Как мы видим, информатор может не владеть фактической информацией по поводу нарушений, но знать «потенциальную информацию». Более того, информатором может быть анонимное лицо. Но в таком случае возникает вопрос: каким образом оно может подтвердить взаимосвязь с так называемым нарушителем?», – задается вопросом старший партнер ЮК «Тютюнников и партнеры» Максим Тютюнников.

При этом, добавляет он, НКЦБРФ, получив сообщения о таких фактических либо (что куда хуже) потенциальных нарушениях, может отреагировать на них: даже передать материалы по этому поводу правоохранительным органам.

«Такое несовершенство законопроекта предоставляет возможность правоохранителям создавать препятствия и вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования. Поэтому стоило бы усовершнествовать законодательство в разрезе конкретных, фактических нарушений, а не абстрактных«, – считает Тютюнников.

«Пряники» для провинившихся

Для тех же, кто действительно нарушит закон, документ предусматривает свои «пряники». По словам Аннеты Якушевой, инициатива предусматривает т.н. «мировое соглашение» между нарушителем и регулятором.

Если первый идет на некоторые условия второго (например, в срок будет выплачены средства по выписанным штрафам), то тогда может быть существенно уменьшена и сумма выписанных штрафов.

Абстрактные пирамиды

Как отмечает Максим Тютюнников, в документе регламентировано, что НКЦБРФ определяет и публикует на своем сайте ориентировочный неисчерпаемый перечень признаков создания, функционирования или продвижения финансовой пирамиды.

«Из вышеизложенного следует, что финансовая пирамида – это абстрактное понятие, которое может без конца дополняться, а единственным ее признаком является мошенничество. Разве такое положение дел может быть названо «борьбой с финансовыми пирамидами»? Очевидно, что нет», – указывает он.

Поэтому, по словам юриста, в документе следует предусмотреть четкий порядок выявления, рекламы и прекращения деятельности финпирамид.

Аннета Якушева, в свою очередь, считает, что претерпеть изменения на этот счет должен и Уголовный кодекс. В этот документ должна быть внесена статья об уголовном наказании за организацию или осуществление деятельности финпирамид, резюмирует юрист.

Источник: ubr.ua