Облгазы должны поделиться базой данных украинцев, – поставщик

Иначе полноценной конкуренции на рынке газа для населения не получится

Распределительные компании должны поделиться базой данных своих клиентов с другими участниками рынка газа для населения, чтобы не допустить на нем небалансов. Об этом рассказал UBR.ua генеральный директор независимого провайдера энергии ETG Владимир Шведкий.

База данных потребителей давно стала предметом споров между Нафтогазом и облгазами, первый пытается ее получить через правительственные постановления и меморандумы МВФ, вторые отказывают на основании решения судов. Причина этого противостояния – в модели рынка природного газа суточной номинации.

«Если вы не знаете свой прогноз портфеля потребителя физических лиц, и они каждые сутки вам создают какие-то небалансы, и этот небаланс, негативный или позитивный, является убыточным, то есть эти операции в сутках будут… негативными для вашей финансовой деятельности. Поэтому поставщик, который идет с закрытыми глазами в этот рынок без наличия данных, несет огромные риски. Поэтому и идет уже несколько лет борьба за эти профили с требованием их получить«, – рассказал Шведкий.

При этом эта база данных находится в руках облгазов, и они этой базой с другими участниками рынка, в том числе с Нафтогазом, не делятся, так как, по их утверждению, профинансировали ее создание за свой счет. Однако, подчеркивает Шведкий, эти данные на самом деле принадлежат не облгазсбытам, а самим потребителям.

«Они действительно эти данные собирали, но только вследствие того, что были единственным оператором, который обслуживает. Их монополия была природная, да еще и техническая, так как нет других распределительных сетей. Они обладают этими данными вследствие того, что эти потребители передавали на протяжении десятков лет им эти данные. Но это никак не собственность операторов ГРМ», – уверен Шведкий.

Эти данные, считает глава ETG, должны быть открыты. Но процедуру их передачи новым поставщикам необходимо сделать цивилизованной, чтобы не до допустить утечки данных, и чтобы воспользоваться ею могла только та компания, которую конечный потребитель выбрал в качестве поставщика.

«Должна быть цивилизованная процедура, по которой эти данные не попадут всем подряд, а только тот поставщик, который уже подписал такое заявление на присоединение, сможет эти данные получить и использовать их в дальнейшей номинации. Иначе эта модель будет достаточно неэффективна. Особенно для малых и средних поставщиков, у которых мало потребителей. Потому что чем меньше у тебя портфель потребителя, тем сложнее покрывать эти небалансы в сутках», – констатирует Шведкий.

Напомним, Нафтогаз уже начал предлагать населению покупать газ в обход сбытовых компаний.

Украинцы будут выбирать поставщика газа из 5-7 компаний.

А с 2021 года газ можно будет покупать у Укрпочты и розничных сетей магазинов.

Тех же потребителям, у кого свой поставщик обанкротится, поставлять газ будет поставщик «последней надежды» по цене в 2-3 раза дороже рыночной.

Источник: ubr.ua